Материал для работы над словами, которые пишутся одинаково, но в зависимости от места ударения произносятся по-разному. Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, позволят обогатить словарный запас.
Приступая к работе с этим пособием, объясните детям, что существуют слова-близнецы, которые различаются только ударением, например, ирис — ирис, замок — замок. Затем предложите ребятам самостоятельно назвать слова-близнецы. Картинки помогут вам в этом. Покажите детям картинку, например, с изображением кружек и кружков. «Посмотрите на первую картинку. Что на ней нарисовано? (Кружки.) Где ударение в слове кружки: в первой части слова или во второй? (В первой части.) Посмотрите на вторую картинку. Что на ней нарисовано? (Кружки.) А где ударение в словекружки? (Во второй части.) Кружки и кружки — это и есть слова-близнецы».
Аналогичным образом рассмотрите с детьми остальные картинки. Задания, относящиеся сначала к одной картинке, а затем повторяющиеся при использовании других иллюстраций, делают знания детей более прочными.
Закрепить изучаемую тему детям помогут представленные ниже игры и упражнения.
Что где?
Покажите детям картинку, например, с изображением ириса и ириса. Попросите детей назвать картинки и спросите: «Что находится слева, а что справа?» Дети дают полный ответ: «Слева находится ирис, а справа ирис». Затем спросите: «Где находится ирис, а где ирис?» (Слева находится ирис, а справа ирис.)
Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы дети четко выговаривали слова и правильно указывали, где какой предмет находится.
Подбери схему
Покажите детям схемы слов и предложите определить, какой схеме соответствуют называемые слова.
Предварительно рассмотрите схемы вместе с детьми и выясните, из скольких частей могут состоять обозначенные с помощью схем слова (из двух и трех частей) и в какой части этих слов может стоять ударение (в первой или второй части).
Покажите детям картинку, например, с изображением стрелок и стрелков и спросите: «Что нарисовано на первой картинке? (Стрелки.) Сколько частей в этом слове? (Две.) Где ударение в этом слове: в первой части или во второй? (В первой части.) Какую схему можно подобрать к этому слову? (Дети показывают.)
Что нарисовано на второй картинке? (Стрелки.) Сколько частей в этом слове? (Две.) Где ударение в этом слове: в первой части или во второй? (Во второй части.) Какую схему можно подобрать к этому слову?» (Дети показывают.)
Аналогичным образом дети подбирают схемы к остальным словам.
Измени слово
В этом упражнении дети учатся переносись ударение с одного слога на другой.
Вы называете слово и предлагаете детям произнести его так, чтобы оно звучало по-другому и обозначало другой предмет. Например, вы говорите: «Гвоздики». Дети переносят ударение на второй слог: «Гвоздики».
Кроме слов, представленных в пособии, рекомендуем использовать и другие слова, например:
полки — полки;
хлопок — хлопок;
парить — парить;
выкупать — выкупать;
пили — пили;
дорогой — дорогой и др.
Эту игру можно провести с мячиком.
Дети образуют круг. Вы бросаете мячик ребенку и называете слово. Ребенок ловит мяч, изменяет слово и перебрасывает мяч обратно.
Вы называете новое слово и бросаете мячик следующему ребенку.
|